Применение заклепок.
Заклепка – это «застежка» в виде стержня цилиндрической формы с головкой на одном конце. Предназначение этого метиза – постоянное, неразборное соединение нескольких деталей. Современные заклепки изготавливают из металла. Они бывают стальными, медными, алюминиевыми, изготовленными из монель-металла или нержавеющей стали или пластика (полисульфон, нейлон, ПП, LPDE, Acetal).
Сфера применения заклепок
Основными сферами применения заклепочных соединений являются строительство, производство мебели и текстильных изделий, а также строительство самолетов, кораблей, автомобилей и машиностроительная отрасль. Кроме того, заклепки используются для соединения деталей корпуса компьютера.
Строительство
В строительной отрасли обычно применяют стальные или алюминиевые заклепки. Крепеж из меди используется при устройстве кровли или монтаже медных водостоков.
Помимо кровельных работ заклепки также находят применение в следующих сферах строительства:
- мостостроение – при монтаже стальных пролетных конструкций;
- монтаж каркасов зданий – прочные заклепочные соединения применяют при сборке и установке колонн и ригелей, а также изготовлении подкрановых балок;
- устройство вентилируемых фасадов – используются метизы вытяжного типа;
- монтаж детских городков – для устройства современной игровой зоны обычно применяют дерево и пластик, которые скрепляют между собой заклепками с защитными «колпачками». Такая конструкция надежна, безопасна и эстетична.
В целом, в строительной отрасли заклепки востребованы в тех случаях, когда конструкция подвергается интенсивным вибрационным воздействиям, включает в свой состав элементы из не подлежащих сварке или просто разнородных материалов.
Авиастроение
Элементы фюзеляжа самолета скрепляют между собой заклепками, потому что:
болтовое соединение недостаточно надежное, в полете болты могут просто раскрутиться;
сварное слишком жесткое, под воздействием нагрузок во время полета между фрагментами будет создаваться критически высокое механическое напряжение, что может привести к разрушению самолета.
Заклепочные соединения достаточно прочные, при этом позволяют избежать критических нагрузок на стык. В авиастроении они выполняются встык или внахлест с последующей обработкой герметиком для повышения стойкости и надежности.
Кораблестроение
В начале ХХ века корабли строились без применения сварки, на заклепках. Есть мнение, что одной из причин знаменитой катастрофы «Титаника» стало использование некачественных крепежных метизов в его конструкции.
Сегодня основной метод создания жестких соединений между элементами корпуса корабля – это электросварка, заклепки применяются только в некоторых конструкциях.
Чтобы соединение было надежным, нужно подбирать заклепку из материала, максимально близкого по физическим свойствам к материалу соединяемых элементов. В противном случае при нагреве и охлаждении у метиза и соединенных деталей температурное расширение будет разным, что со временем ослабит соединение, а риск возникновения коррозии значительно вырастет. Все это в комплексе снижает прочность заклепочного соединения.